Поиск
24 октября 2017 г. ..:: События ::..   Вход
theta

Новости. Скоро... 

 


Хроника... 

 

Обсуждении монографии Анны Разуваловой (ИРЛИ РАН) «Писатели-“деревенщики” и консервативная идеология в русской литературе “долгих 1970-х”»
Речь пойдет о «деревенской прозе» 1960-1980-х годов, которая понимается как специфически литературная форма консерватизма. Своеобразие позиции писателей-«деревенщиков» (Ф. Абрамова, В. Солоухина, В. Шукшина, В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина и др.) – полудиссидентов и реакционеров одновременно – выводится из генеалогии «неопочвенничества», которое развивало потенции, заложенные в позднесталинской государственной идеологии. В центре внимания – мотивы и обстоятельства, оказавшие влияние на структуру и риторику самопонимания писателей-деревенщиков; ключевые темы «деревенской прозы» – «экология природы и духа», память и наследование, судьба культурно-географической периферии и положение русских и русской культуры в советском государстве – рассматриваются как варианты традиционализации социального опыта.

  


Елена Мухина (ИРЛИ РАН) «Тайное и явное»: герои и враги в конспирологических сюжетах современного русского православия
Доклад посвящен генезису, трансформациям и формам трансляции сюжета о «еврейском заговоре» в культуре националистически ориентированных религиозных сообществ современной России. В качестве эмпирического материала анализируются конспирологические сюжеты и мотивы в публицистических произведениях и авторских фильмах одного из идеологов современного православного национализма К. Ю. Душенова.

  


Константин Богданов (ИРЛИ РАН) "Жевательная резинка, ленинградские подростки и товарный фетишизм в условиях развитого социализма"
Доклад ставит своей целью прояснение двух взаимосвязанных между собою вопросов предметного и теоретического характера. С одной стороны - это напоминание о той роли, которую играла в детском и подростковом обиходе советской поры жевательная резинка. С другой стороны – это вопрос о самой функции «экстраординарных значений», которыми наделяются в различных субкультурах те или иные предметы и артефакты. Автор полагает, что прояснение конкретного в данном случае явления из советского быта может быть описано (в терминах культурной антропологии и социальной психологии) как пример товарного фетишизма, проливающего свет на более фундаментальные механизмы, определяющие собою практики коллективного взаимодействия в условиях относительной депривации и самоизоляции.

  

"Конспирологические нарративы в русской культуре: проблемы и перспективы исследования"
Первый семинар в рамках проекта "Конспирологические нарративы в русской культуре XIX – начала XXI вв: генезис, эволюция, идейный и социальный контексты."  Программа и тезисы докладов (скачать).

  

Ирина Козлова (РГПУ им. Герцена) «Хочет ворог пожрать Православну Русь, Тянет лапы фашист к светлу Ленину…»: Образ врага в «былинах» XX и XXI века
Период широкого распространения «советские былин» или «новин» занял приблизительно 20 лет (со второй половины 1930-х по 1950-е гг.). В 1930-е гг. о них писали, как об уникальном советском эпосе, вызванном к жизни новой героической эпохой. Героями новин были прославившиеся участники гражданской войны или знаменитые политические деятели. Уже в конце 1940-х гг. «фольклорный статус» новин оказался предметом дискуссии, а в 1960-е гг. большинство советских исследователей признало их искусственным явлением, не имеющим отношения к народной культуре. Однако после полувекового перерыва, в России 2000-х гг. неожиданно оказались возможны публичные дискуссии о «новом эпосе» с «современными богатырями». Главным героем современного «эпоса» является, несомненно, Владимир Путин, которому посвящено 17 «былин». Они довольно разнообразны и по тематике, и по степени серьезности повествования. В докладе планируется рассмотреть образы врагов советской и современной российской власти в эпических новообразованиях 1930 – 1950-х и 2000 – 2010-х гг.   


 Разувалова Анна (ИРЛИ РАН) Шерше лё жуиф: конспирологические мотивы в повести В. Солоухина «Последняя ступень»
Для позднесоветских национал-консерваторов эвристичность «теории еврейского заговора» была безусловна: она придавала концептуальную завершенность событиям отечественной истории, особенно недавней, и служила эффективным инструментом групповой политико-культурной идентификации. Написанная в 1976 и опубликованная в 1995 г. повесть Солоухина была причудливым симбиозом жанрово-риторических элементов «исповеди» и просветительски-пропагандистского нарратива, трактовавшего последствия спровоцированного мировым еврейством кризиса. О конспирологических мотивах в «главной», по признанию писателя, но «не замеченной» книге, пойдет речь в докладе.

  


Презентация сборника "Русский политический фольклор: исследования и публикации"
В сборник, подготовленный учеными Санкт-Петербурга и Москвы, вошли исследования и публикации, посвященные массовому восприятию политических событий и процессов XIX – начала XXI века. Издание включает работы о политических легендах и анекдотах, тюремных песнях и рукописной сатирической поэзии, советской цензуре в области фольклористики и политических мифах современного православия. Материалы массовой культуры и различные формы устных нарративов, исследованные в сборнике, позволяют по-новому взглянуть на «структуры большой длительности», характерные для российского общества Нового и Новейшего времени.
Редактор-составитель сборника – А. А. Панченко.

  

Константин Богданов (ИРЛИ РАН) Негры в России. Этнография мнимой диаспоры
Доклад посвящен контекстам представлений, связываемых в русской, советской и постсоветской культуре с чернокожим населением планеты. Что формировало эти представления и чем они поддерживались? Ответы на эти вопросы, как полагает докладчик, небезразличны для понимания социально-психологических аспектов межрасовой коммуникации, национальной политики и рутинной повседневности.

  


"Антропофагия в литературе и массовой культуре: традиция и воображение"

13.00–13.10: Константин Богданов (ИРЛИ РАН). Вступительное слово.
13.10–13.55: Валерий Вьюгин (ИРЛИ РАН). Вежливые людоеды и грубые антропофаги: СССР, до и после. К истории одной социальной метафоры.
13.55–14.40: Любовь Бугаева (СПбГУ). Showtime для каннибалов.

14.40–15.00: Перерыв

15.00–15.45: Александр Панченко (ИРЛИ РАН). «Спасибо за почку!»: насилие и потребление в organ theft legends.
15.45–16.30: Константин Богданов (ИРЛИ РАН). Даниэль Дефо о людоедстве: контексты.
16.30–17.00: Дискуссия.

  

 Диана Ильина (ИРЛИ РАН) Практики предсказания судьбы в современной России
Во второй половине 1990-х гг. в России стали популярны печатные издания, содержащие прогностические тексты на основе лунных календарей, а также рекомендации по повседневным ритуальным практикам. Литературу такого рода можно сравнить с гадательными книгами XVII-XIX вв. Они имеют схожий состав, будучи компиляцией предсказаний по лунным дням, астрологических трактатов, различных оракулов, заимствованных из традиции XVIII-XIX вв., а также переводных текстов. Так, в конце XX в. наряду с табличными оракулами, основанными на вопросах и ответах, получили распространение гадания на трех монетах из китайской «Книги перемен». С другой стороны, руководства по хиромантии, гаданию на картах, рунах, бобах и сонники в наше время обычно выпускаются отдельными изданиями, их место в сборных календарях занимают молитвы и заговоры на каждый день или по случаю какого-либо церковного праздника, а также описания повседневных, чаще всего апотропеических, ритуалов. Авторство текстов подобного рода обычно приписывается «древним мудрецам», либо «восточным», либо «народным».

  

Страница 3 из 7Первый   Предыдущий   1  2  [3]  4  5  6  7  Следующий   Последний   

© 2017 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности