«Убить Чарскую...»:
этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы)
28 - 29 сентября 2009
Уважаемые коллеги!
Группа теоретико-литературных и междисциплинарных исследований Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) совместно с Illinois Wesleyan University (США) планирует провести семинар, посвященный детской советской литературе и искусству: «Убить Чарскую...»: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы).
Даты проведения – 28 и 29 сентября 2009 года.
Место проведения – Санкт-Петербург, наб. Макарова 4. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
«Убить Чарскую, несмотря на ее женственность и мнимую воздушность, было не так легко», – этот оксюморон из известного доклада С.Я. Маршака на Первом всесоюзном съезде советских писателей, кажется, отражает одну из важных особенностей советского взгляда на творчество для детей. Пожалуй, ни в каких других областях искусства проекция революционной нравственности не дала результатов, столь разительно отступающих в представлениях сегодняшнего дня и эпохи классической литературы ХIХ века от некоей этической и поэтической нормы. В чем состоит эта специфика? Обусловлена ли она только идеологическими требованиями, предъявляемыми к литературной продукции в СССР в целом? Каковы механизмы влияния идеологии на творчество для детей? Какова роль общего фона гуманитарного знания, включая немарксистски ориентированные социологию, философию, психологию etc., в возникновении данного эстетического феномена? Действительно ли советское творчество для детей настолько уникально или его уникальность сродни «основному мифу» русской культуры о ее собственной исключительности – мифу, по логике которого и крайнее зло, и крайнее добро словно легитимируются самой их неповторимостью и непостижимостью как в глазах официальной идеологии, так зачастую и в глазах ее противников? насколько достоверен наиболее популярный миф об относительной свободе советской детской литературы? В рамках этого общего круга вопросов на семинаре предполагается рассмотреть следующие темы и проблемы:
· идеология детства в советском искусстве;
· поэтика творчества для детей;
· жанровая специфика советской детской литературы
· творчество для детей: практика и критика;
· авангард vs. соцреализм в советском творчестве для детей;
· адаптация чуждого опыта: западное искусство для детей, наследие классической литературы;
· институты творчества для детей (сообщества детских писателей, детские библиотеки, искусство детей)
· социология детства в эстетике: «дети советские» vs. «дети на западе»;
· эстетическая «геополитика» детства: счастливые советские – чужие и несчастные.
· детская психология и детская литература;
· взрослые дети – инфантильные взрослые (проблема инфантилизма советской литературы);
· любовь и секс в советском детстве;
· технологии детства: творчество для детей и советская научная фантастика.
Регламент выступления: доклад – 20 мин, обсуждение – 10 мин.
Результаты работы семинара будут опубликованы в журнале «Русская литература» в виде хроники. Кроме того, после семинара мы надеемся опубликовать сборник работ его участников.
Проф. Марина Балина (Illinois Wesleyan University) mbalina@iwu.edu
Д.ф.н. Валерий Вьюгин (ИРЛИ РАН) valeryvyugin@gmail.com, vvyugin@mail.ru