Поиск
19 марта 2024 г. ..:: События ::..   Вход
theta

Новости. Скоро... 

 


Хроника... 

 

"Теории заговора в русской культуре: мотивы, сюжеты и топосы"
Четвертый семинар в рамках проекта "Конспирологические нарративы в русской культуре XIX – начала XXI вв: генезис, эволюция, идейный и социальный контексты." Программа. Тезисы.

  

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Александр Панченко. (подробней)

  

Елена Рипинская Мотивный анализ прозы второй половины 19 века: вопросы и перспективы. (На материале произведений А.П. Чехова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого)
В докладе будет предложено применение понятие мотива для анализа произведений русской литературы второй половины XIX века (и шире – поэтики реализма) с опорой на изначальную трактовку термина в рамках «Исторической поэтики» А.Н. Веселовского. Мотивный анализ на основе выявления повторяющихся внутри текста элементов, формирующих его смысловое и сюжетное движение, позволяет рассматривать эстетику реализма с точки зрения формальных критериев. Что дает возможность попытаться обозначить структурную и текстуальную основу центральных для реалистической эстетики понятий – таких как «художественная правда», «художественная убедительность», «художественная логика» характера, «правда действительности» и т.п.
Избранный формальный критерий позволяет провести параллели с иными видами эстетических форм, существующими в искусстве середины XIX века, и в частности, музыкальными, – где смысл и сюжет являются результатом трансформаций, которые претерпевает тема в ходе развития произведения. Обозначенные параллели позволяют выделить в структуре сюжета 3 основных процесса: экспозицию, представляющую основные мотивы; разработку – в ходе которой происходит испытание смыслового потенциала составляющих произведение мотивов; «репризное» повторение исходной структуры, нагруженное выявившимися новыми смыслами, приводящее к катастрофе финала.Различные виды структурных элементов будут показаны на основании анализа произведений А.П.Чехова, И.А.Гончарова и Л.Н.Толстого.

  


"Конспирологические сюжеты в русской культуре: проблемы исследования"
Третий семинар в рамках проекта "Конспирологические нарративы в русской культуре XIX – начала XXI вв: генезис, эволюция, идейный и социальный контексты." Программа. Тезисы.

  

Александр Панченко Проект «Публичная ложь» в Парке искусств МУЗЕОН
Как откровенные фальсификации становятся опорой для государственной идеологии и что с этим делать? Филолог и фольклорист Александр Панченко объясняет, почему в невероятную ложь так легко поверить. (Подробней)

  

Véronique Campion-Vincent "Conspiracy Theories Today"
The aim of this short presentation is to introduce the special double issue of Diogène/Diogenes, (journal linked to UNESCO’s Council of Philosophy and Human Sciences), centered on “Conspiracy Theories Today”. It includes 19 articles. The French edition (255 p.) has appeared May 2016 and the English edition will be published early 2017.
The approach of the co-editors: myself (social anthropologist and folklorist) and sociologist Jean-Bruno Renard (we have edited three anthologies of urban -or contemporary- legends, that are developed forms of rumors - in 1983, 1993, 2014) will be discussed.
Conspiracy theories are no longer marginal but inspire mass culture. They are narratives that present many common features with rumors, but are strongly linked to propaganda and ideologies, thus leaders and groups play a major part in their expansion.
A discussion of the articles which cover: (1) the definitions of conspiracy theories (2) the contributions of human sciences to their analysis (3) conspiracy theories in formerly communist countries (4) in the United States (5) conspiracy theories in popular culture, will conclude this introduction to Diogène/Diogenes.
After a presentation of the cost action COMPACT [COMParative Analysis of Conspiracy Theories], a 3-year research and exchange program headed by Peter Knight (U. of Manchester) and Michael Butter (U. of Tübingen) supported by the EU of which I am the French representative (with historian Pascal Girard), it is hoped we’ll conclude by an open discussion on future cooperation and exchanges in this field of research.

  

Анна Разувалова Критика социал-дарвинизма в современной антилиберальной публицистике (Эдуард Лимонов, Захар Прилепин)
Критика социал-дарвинизма / социал-расизма, трактуемого как способ культурно узаконить неравенство, за последние пятнадцать лет стала общим местом и левой, и правой политически ангажированной публицистики. С точки зрения левых, социал-дарвинистскими принципами естественного отбора и выживания сильнейшего в сочетании с риторикой свободного рынка ныне оправдываются практики, позволяющие реализовать неолиберальный политический проект и, по выражению одного из теоретиков современного марксизма Д. Харви, «реставрировать классовую власть». Отдельные идеи и наблюдения левых разделяют российские консерваторы разных оттенков – философы, публицисты, писатели (С. Кара-Мурза, А. Дугин, А. Щипков и др.), которые вдобавок склонны видеть в социал-дарвинизме инструмент установления нового мирового порядка, реализации идеи «золотого миллиарда», разрушения национальной культурной идентичности. Также к критике риторики и практик, квалифицируемых как социал-расистские, ожидаемо прибегают сторонники национал-большевистских взглядов: в случае Э. Лимонова обличение (нео)либерализма происходит через парадоксальное присвоение социал-дарвинистских идей и метафор, в случае З. Прилепина более эффективной оказывается лево-демократическая и традиционалистская аргументация.
В докладе речь пойдет о том, почему антисоциал-дарвинистский дискурс в современной ситуации стал для правых и «почвенно-революционных» кругов важным инструментом конструирования сообщества (сообществ), как этот дискурс модифицируется в зависимости от актуального культурно-политического контекста и, наконец, каковы непредусмотренные риторические эффекты его использования.

  

Александра Архипова Что такое «Мониторинг актуального фольклора»?
От корпусного исследования к «социологии фольклора»

В течение года исследовательская группа «Мониторинг актуального фольклора» изучает практики и фольклорные тексты-«реагенты», возникающие немедленно после резонансного социально-политического события и часто конструируемые как «ответ» на ту или иную реплику власти или общества.
В докладе речь пойдет о методологических предпосылках подобной работы, о том, какими способами – качественными и количественными, – а также для чего замеряется «фольклорная реакция», как мы создаем динамические корпусы текстов. В докладе будет обсуждаться, как наш инструментарий позволяет увидеть в «близком приближении» эффекты, связанные как со структурой текста, так и с контекстом. Будут рассмотрены несколько современных примеров: реакция на заявления Рамзана Кадырова, на снос ларьков в Москве, на «панамский скандал» и т.д.
 
В работе исследовательской группы принимают участие Александра Архипова, Дарья Радченко, Марина Байдуж, Мария Волкова, Данила Рыговский, Алексей Титков, Ирина Козлова, Анна Соколова, Анна Кирзюк, Дмитрий Доронин 

  

Кирилл Королев Кот Баюн как зеркало русской революции
Пост-фольклор, порожденный и тиражируемый массовой культурой, обладает в своих национальных вариантах соответствующими «бестиариями», которые олицетворяют представления того или иного социума о собственном фольклорно-мифологическом наследии. В символической конкуренции с «глобальными» персонажами пост-фольклора, наподобие Годзиллы или Супермена, эти национальные бестиарии выступают в том числе как масс-культурные инструменты конструирования (направленного или стихийного) коллективной идентичности. «Причисление» к национальному бестиарию маркирует подобных персонажей как «своих» и наделяет их вдобавок символическим статусом воплощений национальной традиции. Но насколько эти персонажи традиционны и насколько аутентична сама традиция, которую они будто бы репрезентируют? 

  

Светлана Маслинская Между Крупской и Маршаком: переломы и перегибы в критике детской литературы 1920-1940 годов
Критика детской литературы первых пореволюционных десятилетий не избалована вниманием исследователей, а тем временем в ней, как в капле воде, отразились все основные тенденции времени. В докладе речь пойдет о том, как в 1920-1940 годы складывался состав критиков детской литературы и как институциональные фильтры (сеть ведомственных и партийных газет и журналов) влияли на содержание и дискурс критики. Этот процесс был неровным, с разрывами, с существенными изменениями конфигурации авторитетов, что было связано как с общими событиями литературно-критического процесса (разгром формалистов, роспуск РАППа, съезд писателей идр.), так и с внутрицеховыми принципиальными разногласиями «маршачников» и их оппонентов.

  

Страница 1 из 7Первый   Предыдущий   [1]  2  3  4  5  6  7  Следующий   Последний   

© 2024 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности