Поиск
28 марта 2024 г. ..:: События ::..   Вход
theta

Новости. Скоро... 

 


Хроника... 

 

 Диана Ильина (ИРЛИ РАН) Практики предсказания судьбы в современной России
Во второй половине 1990-х гг. в России стали популярны печатные издания, содержащие прогностические тексты на основе лунных календарей, а также рекомендации по повседневным ритуальным практикам. Литературу такого рода можно сравнить с гадательными книгами XVII-XIX вв. Они имеют схожий состав, будучи компиляцией предсказаний по лунным дням, астрологических трактатов, различных оракулов, заимствованных из традиции XVIII-XIX вв., а также переводных текстов. Так, в конце XX в. наряду с табличными оракулами, основанными на вопросах и ответах, получили распространение гадания на трех монетах из китайской «Книги перемен». С другой стороны, руководства по хиромантии, гаданию на картах, рунах, бобах и сонники в наше время обычно выпускаются отдельными изданиями, их место в сборных календарях занимают молитвы и заговоры на каждый день или по случаю какого-либо церковного праздника, а также описания повседневных, чаще всего апотропеических, ритуалов. Авторство текстов подобного рода обычно приписывается «древним мудрецам», либо «восточным», либо «народным».

  

Дарина Папиашвили (ИРЛИ РАН) Запреты в романе В. Набокова «Лолита»
Роман Набокова печатался в сопутствующей ему атмосфере общественного скандала, причины которого так или иначе вычитываются из текста романа, обнаруживая нарушение правил и табу, связываемых в это время с самим представлением о литературе и общественной морали. В ретроспективе обвинений, вызванных появлением «Лолиты», Набоков–критик выступает своеобразным адвокатом своего произведения. Но интересно и заслуживает своего изучения то, что в самом романе читатель имеет дело с такой авторской позицией, которая позволяет видеть в Набокове не адвоката, а «прокурора» описываемого им общества и различного рода социальных, этических и эстетических авторитетов. Сам роман дает повод к его прочтению, как текст, полный различного рода запретов и предписаний, которые автор вменяет своим героям, своим читателям и будущим критикам.

  

Константин Богданов (ИРЛИ РАН) Зубодеры-ораторы, зубоскалы-писатели: Стоматология в русском фольклоре, литературе и массовой культуре XVIII-XIX вв.
Изучение отечественной стоматологии на сегодняшний день представлено работами, описывающими по преимуществу институциональную и технологическую историю. Однако история стоматологии не является только историей врачебных инноваций, но, как и история медицины в целом, предстает иллюстративной к самым разным аспектам общественной и индивидуальной жизни, культурному, социальному и эмоциональному опыту. В докладе речь пойдет о литературных и фольклорных контекстах меняющихся практик зубоврачевания. Как изображаются ситуации, связываемые со стоматологическими проблемами в русской литературе и, шире, русской культуре? Есть ли в этих изображениях свои устойчивые жанры, сюжеты и мотивы?

  

C 4 по 6 ноября 2012 г. в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда будет проходить четвертая междисциплинарная молодежная научная конференция «Современные методы исследования в гуманитарных науках». Тема конференции:«РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ». Заявки принимаются до 1 октября 2012 года. Подробности в информационном письме.

  

Анна Разувалова (СФУ / ИРЛИ РАН) Писатели-«деревенщики» (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов): Через «культурность» в «культуре»
В докладе рассматривается конфликт будущих «деревенщиков» с представителями городской интеллектуально-артистической элиты, сопровождавший легитимацию в поле культуры начинающих на тот момент писателей – «выходцев из народа» (конец 1950-х – первая половина 1960-х годов). Конфронтация с «образованной публикой», а также роль «ученика», навязываемая деревенскому жителю официальным дискурсом «культурности», стимулировали стремление выработать такую формулу самоидентификации, которая бы обосновывала правомерность творческих амбиций тех, чье нахождение в поле культуры казалось «недоразумением» легитимным обладателям образовательного и культурного капитала. В конфликте «простонародья» и «интеллектуальной элиты» нашли выражение специфические интересы формирующегося «неопочвенничества», чьи представители создают конструкцию целостной, органической культуры, делая «столпами» последней «простого человека» и «подлинного интеллигента» и исключая из нее «интеллектуалов» и «мещан», персонифицирующих социокультурные эффекты модернизации.

 

  

Светлана Петрова (ЛГУ им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург) Интермедиальная поэтика в русском словесном творчестве XIX – XX вв. (историко-литературный аспект)
В докладе представлен ряд результатов исследования в рамках теории интермедиального анализа литературных текстов. Обосновывается необходимость использования интермедиальной методики при изучении произведений, в художественной структуре которых функционируют элементы разных видов искусств. В качестве основы исследования используются литературные тексты русских авторов: «Царскосельская статуя» и «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Крейцерова соната» Л.Н. Толстого, «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова, «Голоса скрипок» А.А. Блока, «Канцона» О.Э. Мандельштама, «45» В.Р. Цоя и др. Выбор произведений связан с присутствием в них интермедиальных элементов. С помощью интермедиального анализа открываются новые существенные эстетические и художественные черты литературных произведений, что позволяет понимать более полно авторские интенции и специфику творческой индивидуальности поэта или писателя. В русской литературе XIX – XX вв. функционирует несколько категорий интермедиальной поэтики: интермедиальный образ, интермедиальные стратегии в формировании субъекта повествования, интермедиальный жанр.

  

Арден Рид (Помона колледж, Калифорния) Slow Art: Defining a New Aesthetic Field
“Civilization is revving itself into a pathologically short attention span ….” remarks musician Brian Eno. “Some sort of balancing corrective … is needed-some mechanism or myth which encourages the long view and the taking of long-term responsibility….” How do Eno’s observations bear on the visual arts? When we have learned to read ever more images in 30-second television commercials, to play amped-up computer games, and take for granted instant gratification on the Internet, what happens when we look, or try to look at art? My presentation will explore various strategies for attending to visual images in a culture of speed and distraction. Sites of slowness include an Orange County, California festival of tableaux vivants, monochromatic painting, videos in which nothing seems to move, James Turrell’s installation in an extinct volcano.

 

  

Кевин М.-Ф. Платт (Пенсильванский университет, Филадельфия) Травма и общественная дисциплина: текст, субъект, память и забвение
Доклад посвящен проблематике памяти о травматических событиях в русском культурном, историческом и политическом дискурсе. Классические труды в области "исследования травмы" (Кэти Карут, Рут Лейес, Доминика Лакапра, и других) акцентируют изучение коллективных травм и памяти о них преимущественно в ключе психологических теорий, направленных на излечение (по отношению к индивидууму) и на установление этического понимания истории (по отношению к обществу в целом). По мнению автора доклада, "терапевтические" предпосылки этих научных моделей препятствуют пониманию ряда важнейших явлений, относящихся к данной теме в России. Докладчик оспаривает распространенное представление, согласно которому последствия травматического исторического опыта в России носят исключительно патологический характер и для индивидуума, и для общества, и настаивает - на примерах историко-культурной рецепции образов Ивана Грозного, Петра I и Сталина - на важности функциональных особенностей в восприятии травмы в общественной жизни, а также и в воспроизводстве самих общественных дисциплин.

  

Константин Богданов. Филология (в) сети. Заметки об «антропологическом повороте» в гуманитарных дисциплинах
В центре доклада К.А.Богданова - то новое, что по ходу развития Интернета и экспансии теоретических инноваций в гуманитарных науках предстает неявным возвращением к «хорошо забытому старому», - приемам демагогического убеждения и дискурсивной «очевидности». Обновление арсенала «филологических» (рас)суждений обнаруживает при этом свою зависимость не только от собственно эпистемологических, но и социально-психологических обстоятельств - неизбежности субъективного выбора в отборе и оформлении интерпретируемого материала и соответствующей этому выбору «персонализации» гуманитарного знания.

Мария Степина. Н.А. Некрасов в современном массовом сознании (по материалам интернет-публикаций)
Доклад М.Ю.Степиной иллюстрирует те же процессы применительно к образу Н.А.Некрасова. Сложившееся к концу XX столетия хрестоматийное представление о Некрасове в большей степени поддерживалось отстраненно-почтительным признанием «классика», нежели живым интересом к его личности и творчеству. Однако попутно широкомасштабному и радикальному пересмотру отечественной культуры эта ситуация, как представляется докладчице, ощутимо меняется. В докладе делается обзор наиболее частотных высказываний о Некрасове и наиболее характерных акцентов, позволяющих судить о доминирующих смещениях смысла, ошибках и направлениях фантазии авторов публикаций о русском класике в Интернете.

  

Классика – традиция – канон – «долгие 1970-е»
«Трепет перед классикой стал такой же модой, как прежнее отрицание ее», – подытожил характерную для 1970-х годов практику настойчивой апелляции к классическому наследию один из участников литературного процесса тех лет. В центре доклада – русская литературная классика, предъявляемая творческому сообществу критиками и публицистами национально-консервативного лагеря (В. Кожиновым, П. Палиевским, М. Лобановым, В. Чалмаевым, Ю. Селезневым и другими), инвентаризация ее содержательных элементов и специфика ее инструментального использования.

 

  

Страница 4 из 7Первый   Предыдущий   1  2  3  [4]  5  6  7  Следующий   Последний   

© 2024 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности