Неполитические табу в советской литературе

Участники семинара

Эстетика нравственности: имплицитные неполитические табу
в советской литературе 20–30-х гг.

1. Александрова Мария Нижний Новгород "Запретный пир" в ранней лирике Окуджавы
      О пирах пушкинской эпохи, античном симпосии, застолье в грузинском «раю». Об общепите и нарпите и котлетах с лапшою, об Окуджаве и поэтике, одолевающей идеологию. О запретном наслаждении и отдельных неудачах среди сплошных удач. Об имплицитном...
2. Богданов Константин Санкт-Петербург, Констанц (Германия) Володя Ульянов и Сталин с детьми
       
3. Большухин Леонид Нижний Новгород Концепции успешной жизни в советской литературе
      Островский. Соцреализм. Табуируются все проявления неустойчивости... И все же определенного рода случай – «счастливый» – уместен в структуре соцреалистического текста... Удачная встреча? Тогда с учителем... «Счастливый случай» дидактичен и «неслучаен» как элемент «программы счастья». А неудача? Неудачники? Где их место? Оттепель... Довлатов...
4. Буллок Филип Великобритания, Оксфорд Жестокая красота: влияние английского эстетизма на Исаака Бабеля
      В этом докладе, я затрону вопрос о возможном влиянии английского эстетизма на Исаака Бабеля (в частности – на его цикл рассказов «Конармия»). Известно, что Бабель был знаком с произведениями Уолтера Патера... Влияние Патер оказывал на Бабеля разное... Хотя Патер не был под запретом в 20-ые годы (ведь его уже забыли тогда), Бабель ссылается на него лишь намеком.
5. Вьюгин Валерий Санкт-Петербург Табу на табу, табу на быт (Комментарий к одному стихотворению С.Я.Маршака)
      Это будет доклад о приключениях Мистера Твистера в России. Мистер Твистер, как известно, – акула империализма и бывший министр. А «Мистер Твистер», как говорят, – первый советский политический поэтический сатирический памфлет для детей. А что же в нем скрыто запретного и в каком смысле?
6. Гаспаров Борис США Совершенно секретно: имплицитное возрождение идеализма Серебряного века в эстетике социалистического реализма
       
7. Грякалова Наталья Санкт-Петербург Как мы пишем. Конструирование писательской биографии (А.Блок и его биографы)
      Культура как система запретов. Оппозиция публичное/интимное. Позиция биографа: между фактами и культурными табу. Опыты конструирования биографии-жития. Любовь, супружество, болезнь. Locus silentium биографического повествования. Роль эголитературы в легитимации личного опыта. Думаю, достаточно. Интрига должна остаться до времени скрытой.
8. Добренко Евгений Великобритания, Шеффилд Террор «исторических аллюзий»: случай Эйзенштейна
      Проблематизации подлежит сам взгляд на табу как на систему имплицитных запретов... То, что не называется, того в советской реальности не существует. В докладе акцентируется, однако, не то, что в табу запрещено, но то, что в нем разрешено и каковы последствия «подрывного» использования табу. Табу – это, прежде всего, не то, что не изображается, но то, что изображается вместо запрещенного. Показателен случай Эйзенштейна...
9. Келли Катриона Великобритания, Оксфорд «Меня сама жизнь к жизни подготовила»: подростковый возраст в сталинской культуре
      Как известно, в советской культуре «молодежь» – одна из главных культурных категорий... СССР – молодая страна и страна молодежи... Другое дело – подростковый возраст, который в официальной культуре являлся до значительной степени табуированным... Эффекты данного табу были не только репрессивными, но и создающими (productive). Например, «культ» платонической дружбы между девочкой и мальчиком 12-13 лет.
10. Кларк Катерина США Вопросы жанра и имплицитные табу соцреализма
       
11. Лощилов Игорь Новосибирск Николай Заболоцкий: «кишечная тюрьма» и «путь к благословенному уму»
      При самом беглом знакомстве с текстами Николая Заболоцкого, не предназначавшимися для публикации, обращает на себя внимание их исключительная насыщенность образами пищеварения и «неудачной дефекации». Доклад посвящен интерпретации семантического потенциала, а также причинам и принципам «табуирования» отмеченного мотива...
12. Полтавцева Наталья Москва Советский дискурс и механизмы табуирования: система взаимоотношений
      Предполагается рассмотреть систему артикулированных и бессознательных запретов, связанных с «плавающим» означающим «советского» канона, а также на декларированные и реальные взаимоотношения этического и эстетического в «советском дискурсе», во многом определяемые дискретной природой его наррации.
13. Пономарев Евгений Санкт-Петербург Табуированное пространство. Путешествие на Запад в советской литературе.
      Запад в советской литературе 1920-1930-х годов. Описание буржуазного мира превращается в описание без описания. Отдельные опознавательные знаки Берлина, Парижа и т.д. исчерпывают конкретику текстов. В основном же, путешествия на Запад повторяют сложившийся ко второй половине 1920-х годов определенный набор формул, характеризующий Запад вообще. Европа, таким образом, рассматривается как некое табуированное пространство...
14. Ходель Роберт Германия, Гамбург Семейный роман как табу?
      1) Определяем термин семейный роман на основе ряда критериев... 2) На их основе утверждаем дедуктивным путем, почему для соцреализма семейный роман неприемлем или по крайней мере проблематичен... 3) Сосредоточиваясь на первых послереволюционных десятилетиях, описываем индуктивным путем трактовку семьи в литературе и в общественной жизни этих лет...
15. Янковская Галина Пермь Сценарии профессиональной идентичности в биографическом сознании художников эпохи сталинизма
      В докладе рассматривается особый вид литературных текстов советской эпохи – публицистика и эго-документы представителей художественный профессий. Создавая эти нарративы, живописцы, графики, скульпторы неизбежно занимались самоцензурой, нормативные предписания которой определялись не только политическими установками, но также канонами визуальной и мемориальной культуры эпохи. Особое внимание уделяется анализу текстов художника Соломона Никритина и литератора Рахиль Наппельбаум.