Конспирология (иначе – «теория заговора») представляет собой широко распространенную в различных культурах и обществах объяснительную модель или форму социального смыслообразования. Хотя вопрос о том, какие именно мотивы, сюжеты и представления следует относить к конспирологическим, по-прежнему дискутируются в социологии, социальной психологии и антропологии, современные исследования позволяют говорить о ряде ключевых особенностей этой формы коллективного воображения. Исследование конспирологических нарративов в последние десятилетия становится значимой частью современной антропологии, фольклористики, истории культуры и литературоведения. С одной стороны, эта проблематика позволяет по-новому взглянуть на особенности социальной психологии и форм коллективного воображения в различных культурах Нового и Новейшего времени. С другой стороны, изучение функций и трансмиссии конспирологических нарративов в различных социальных и медиальных контекстах позволяет внести существенные коррективы в понимание социально-психологических и идеологических функций фольклора и литературы и фольклора, проследить системные связи различных художественных форм в формировании и трансмиссии социальных стереотипов и клише. В целом исследование природы, генезиса и эволюции конспирологических нарративов в культуре Нового и Новейшего времени позволяет выявить ряд ключевых особенностей современной массовой идеологии и культуры, характерных для эпохи глобализации.Цель настоящего проекта – исследование генезиса и типологии конспирологических сюжетов и нарративных моделей в русской культуре XIX–XX вв. Проект имеет междисциплинарный характер и подразумевает использование различных типов источников (фольклорно-этнографических, литературных, исторических и пр.). Вместе с тем проект имеет преимущественно филологическую ориентацию, поскольку основными единицами для описания и анализа будут мотивы и сюжеты, репрезентируемые и транслируемые при помощи устных, письменных и визуальных нарративов в фольклоре, литературе, кинематографе и средствах массовой информации. Специальное внимание при этом будет уделяться особенностям происхождения, трансмиссии, а также социальной роли отдельных типов конспирологических нарративов в русской культуре XIX–XX вв.