Поиск
23 октября 2018 г. ..:: Семинары » Литература и антропология ::..   Вход
theta

СЕМИНАР «ЛИТЕРАТУРА И АНТРОПОЛОГИЯ»

Основная задача семинара «Литература и антропология» состоит в обсуждении теоретических и прикладных проблем, связанных, с одной стороны, с развитием социально-антропологических подходов в литературоведении и фольклористике, а с другой, – в использовании филологических методов при обращении к вопросам исторической и культурной антропологии, религиоведения, социологии. Преимущественное внимание в работе семинара уделяется различным аспектам истории русской литературы и культуры. Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований ИРЛИ РАН приглашает всех заинтересованных исследователей выступать с докладами и участвовать в дискуссиях на заседаниях семинара.

Руководитель семинара: д. ф. н. А. А. Панченко


 

 

Скоро...

 


Хроника...

 

Константин Богданов. Филология (в) сети. Заметки об «антропологическом повороте» в гуманитарных дисциплинах
В центре доклада К.А.Богданова - то новое, что по ходу развития Интернета и экспансии теоретических инноваций в гуманитарных науках предстает неявным возвращением к «хорошо забытому старому», - приемам демагогического убеждения и дискурсивной «очевидности». Обновление арсенала «филологических» (рас)суждений обнаруживает при этом свою зависимость не только от собственно эпистемологических, но и социально-психологических обстоятельств - неизбежности субъективного выбора в отборе и оформлении интерпретируемого материала и соответствующей этому выбору «персонализации» гуманитарного знания.

Мария Степина. Н.А. Некрасов в современном массовом сознании (по материалам интернет-публикаций)
Доклад М.Ю.Степиной иллюстрирует те же процессы применительно к образу Н.А.Некрасова. Сложившееся к концу XX столетия хрестоматийное представление о Некрасове в большей степени поддерживалось отстраненно-почтительным признанием «классика», нежели живым интересом к его личности и творчеству. Однако попутно широкомасштабному и радикальному пересмотру отечественной культуры эта ситуация, как представляется докладчице, ощутимо меняется. В докладе делается обзор наиболее частотных высказываний о Некрасове и наиболее характерных акцентов, позволяющих судить о доминирующих смещениях смысла, ошибках и направлениях фантазии авторов публикаций о русском класике в Интернете.

  

Классика – традиция – канон – «долгие 1970-е»
«Трепет перед классикой стал такой же модой, как прежнее отрицание ее», – подытожил характерную для 1970-х годов практику настойчивой апелляции к классическому наследию один из участников литературного процесса тех лет. В центре доклада – русская литературная классика, предъявляемая творческому сообществу критиками и публицистами национально-консервативного лагеря (В. Кожиновым, П. Палиевским, М. Лобановым, В. Чалмаевым, Ю. Селезневым и другими), инвентаризация ее содержательных элементов и специфика ее инструментального использования.

 

  

Антропология опыта Виктора Тернера и литературный опыт перехода
Опыт как “experience” и опыт как “an experience”. В чем различие? Ответ на этот вопрос дает эстетическая теория Джона Дьюи и антропология опыта позднего Виктора Тернера. В докладе говорится о rites de passage в антропологии и в литературе. Стремясь стать дискурсом опыта как an experience, литературный дискурс пороговых ситуаций стремится не только зафиксировать первичный или вторичный (рефлективный) опыт перехода, но и, сконструировав для воспринимающего сознания «потоковое состояние» (Михай Чиксентмихайи), создать an experience. Прочесть и перейти...
Скачать объявление в формате pdf

  

Фэнтези как явление культуры
Поле фэнтези в социальном пространстве литературы требует широкого и четкого определения. По мнению докладчика, основными признаками фэнтези являются следующие: фэнтези - жанр массовой литературы и, шире, явление массовой культуры;в пространстве массовой литературы популярность фэнтези обусловлена в первую очередь тем, что в читательской среде существует устойчивый спрос на тексты о магии и сверхъестественном;как жанр массовой литературы фэнтези находится в оппозиции не к научной фантастике, а к так называемой "бытовой" литературе; фэнтези и научная фантастика вместе составляют жанр фантастики, уже внутри которого формируется структура тематических оппозиций.

  

Поэтика мимикрии – психология ню? (К проблеме «маски» в «Перед восходом солнца» М. Зощенко)
Художник может быть разным в изменчивых жизненных обстоятельствах: в работе он один, в любви – другой, в диалоге с властью – третий, но каков он на самом деле? При видимой наивности логика такого вопрошания вполне перекликается с идеями, краеугольными для европейского мировоззрения. Не требуется больших усилий, чтобы свести ее к дихотомии «сущность и явление», издавна придававшей законную силу философской одержимости искать истину за обманчивым обликом предметов. Но что если несколько изменить данную перспективу, вспомнив, что сущность и явление в искусстве принадлежат одной и той же сфере субъекта и порой попросту совпадают друг с другом? Какое отношение к этому имеют М.М. Зощенко, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.В. Гоголь и другие известные писатели?
Скачать объявление в формате pdf

  

Снова о кляксах: случай Поля-Луи Курье и семиотика испорченного текста
Доклад посвящен культурным и социально-психологическим контекстам, соотносимым с представлением о порче текста. Речь пойдет о кляксах и зачернениях, в разное время и в силу разных причин оставленных в своих и чужих текстах Полем-Луи Курье, Марией-Антуанеттой, Робертом Фладдом, Лоренсом Стерном, Джонатаном Свифтом, Александром Пушкиным, Владимиром Козаковым, а также литературными героями Стендаля, Александра Дюма, А.Н.Апухтина, Андрея Белого, Михаила Кузмина и др. Что и почему позволяет видеть в этих событиях проявление семиотических закономерностей, связываемых не только с опытом письма/чтения, но также с метафизикой культуры и практиками социального самосохранения?
Скачать объявление в формате pdf

  

Spruzzarino, blotting, klecksographien: мотив чернильных пятен в эстетических дискуссиях XVIII-XX вв.
Что делает кляксы темой внимания, небезразличного к проблемам искусства? Что об этом думали Уильям Хэйес, Барнаба Ганн, Джон Локк, Иммануил Кант, Александр Козенс, Виктор Гюго, Юстинус Кернер, слушатели концертов А.В.Лазарева и А.Н.Скрябина, Л.Н.Толстой и Алексей Ремизов, коллеги и пациенты Германа Роршаха, а также любители и нелюбители абстракционизма и музыкальной алеаторики XX в.
(Скачать объявление в формате Word)
 

  

РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ ИЗ РУКОПИСНЫХ ИСТОЧНИКОВ XVII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. / СОСТАВЛЕНИЕ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ, СТАТЬИ И КОММЕНТАРИИ А.Л. ТОПОРКОВА. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИНДРИК», 2010
Книга представляет собой наиболее полное на сегодняшний день собрание русских рукописных заговоров XVII — первой половины XIX в. и включает около 500 текстов из 36 рукописей, хранящихся в 8 архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Ярославля. Впервые публикуется в полном объеме выдающийся памятник словесности 2-й четверти XVII в. — Олонецкий сборник, в состав которого входят около 130 текстов на русском языке и карельско-вепсских диалектах. Научный аппарат издания включает статьи, археографические описания рукописей, комментарии и указатели. Все тексты  печатаются по рукописям в соответствии с современными эдиционными нормами
(Скачать объявление в формате pdf)

  

Советская научная фантастика и теория эволюции
В докладе Муиреанн Магваэр (Кембриджский университет) рассматривается восприятие конкурирующих теорий эволюции (в том числе ламаркизма и дарвинизма) в научно-фантастической литературе первых двух десятилетий советского времени. Речь пойдет о том, как идеи эволюции человека репрезентируются в сочинениях Александра Беляева, Михаила Булгакова и других авторов той эпохи.

  

Пьеро Манцони против Пьера Бурдье (К проблеме искусства в ХХ веке)
Не будем останавливаться на хрестоматийном Дюшане. Является ли искусством кровать Трейси Эмин, заваленная презервативами и прочим хламом, или произведения Дэмиана Херста, эти туши в формальдегиде, или теперь уже классический случай Пьеро Манцони? Воспримем ли мы в качестве произведения искусства свежеупакованные в консервные банки, согласно надписям на них, экскременты, предложенные по текущей цене золота за грамм? Что об этом сказали бы Кант и Бурдье, что об этом говорят сегодня и какое отношение имеет ко всему этому филология?   


Страница 3 из 4Первый   Предыдущий   1  2  [3]  4  Следующий   Последний   

© 2018 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности